Лечение энуреза

Энурез – непроизвольное мочеиспускание. Как правило, под этим термином подразумевают непроизвольное ночное мочеиспускание у детей (ночной энурез).

Ночным энурезом считается непроизвольное мочеиспускание у детей в таком возрасте, когда уже должен установиться произвольный контроль над деятельностью мочевого пузыря. Многие исследователи в области урологии полагают, что ночной энурез не является болезнью, а представляет собой переходный этап между отсутствием контроля и полным контролем над физиологическими отправлениями.

По различным данным, энурез наблюдается у 15-20% детей в возрасте 5 лет и у 7-12% детей в возрасте 6 лет. Энурезом страдает 3% детей в возрасте 12 лет и 1% детей в возрасте до 18 лет. У мальчиков ночной энурез развивается в полтора-два раза чаще, чем у девочек. У 2-3% больных, которые в детстве наблюдались по поводу энуреза, в течение всей жизни отмечается периодическое непроизвольное ночное мочеиспускание.

До сих пор четко не определена возрастная граница, отделяющая нормальное для ребенка непроизвольное мочеиспускание от патологического энуреза.

Принято считать, что ночной энурез приобретает клиническую значимость, когда ребенку исполняется 5 лет. С этого момента проблема должна расцениваться, как патологическое состояние, привлекать внимание родителей и врачей. В лечении ночного энуреза принимают участие разные специалисты: психотерапевт, уролог и т.д. Участие различных специалистов обусловлено разнообразием причин, приводящих к развитию энуреза.

Выделяют следующие причины энуреза:

1. Задержка развития церебральных центров мочеиспускания

У маленьких детей мочеиспускание регулируется спинальным центром и осуществляется непроизвольно. Когда ребенок достигает возраста 2-5 лет, в головном мозге формируются центры мочеиспускания.

В норме в этом возрасте постепенно налаживается взаимодействие между церебральными и спинальными центрами, после чего мочеиспускание становится полностью управляемым. Если нормальные взаимоотношения между центрами отсутствуют, нарушается тонус мочевого пузыря и развивается первичный энурез.

2. Нарушение секреции АДГ

В норме ночью увеличивается секреция вазопрессина (гормона, регулирующего плотность и количество выделяемой мочи). Продукция мочи снижается, моча становится более концентрированной. У пациентов с ночным энурезом нередко выявляется изменение ритма секреции вазопрессина. Недостаток вазопрессина в ночное время обуславливает секрецию большого количества мочи, переполнение мочевого пузыря, и, как следствие, ночной энурез.

3. Инфекции мочевыводящих путей и урологические заболевания

Некоторые врожденные (стриктуры и облитерации уретры) и инфекционные (глистные инвазии, вульвовагиниты у девочек ибаланопоститы у мальчиков) заболевания могут стать причиной хронической задержки мочи, на фоне которой развивается смешанный энурез.

4. Наследственная предрасположенность

Подтверждена наследственная предрасположенность к энурезу. Если энурезом страдал один родитель, недержание мочи у детей развивается в 45% случаев, если оба – в 75% случаев. Мальчики в большей степени подвержены влиянию наследственных факторов.

5. Стресс и неблагоприятные психологические факторы

Отмечено влияние психологических травм на развитие вторичного энуреза. В этом случае ночное недержание развивается после воздействия определенного стрессового фактора (развод родителей, переезд, перевод в другую школу и т.д.). Иногда ребенок начинает мочиться в постель после рождения брата или сестры, что связано с потребностью вернуть утраченное внимание родителей.

5. Бессонница и нарушение сна

Причиной энуреза может стать очень крепкий сон ребенка. Некоторые дети практически неспособны проснуться самостоятельно при позыве на мочеиспускание, что приводит к развитию энуреза.

Ночной энурез может возникать в результате влияния одного фактора или нескольких факторов в различных сочетаниях. Определение этиологии энуреза нередко связано со значительными трудностями, обусловленными скрытностью ребенка или спецификой проявления некоторых факторов.

Лечение энуреза

Решающим моментом в излечении от этого недуга является правильный психотерапевтический подход, диагностика происхождения энуреза у данного человека и индивидуально подобранные методики, которые обеспечат наилучший результат.

Главный фактор в лечении энуреза у детей – время. С возрастом все элементы нервной регуляции усовершенствуются, поэтому со временем проблема ночного энуреза исчезает у 99,5% детей. Она останется только у 0,5% детей, которым и понадобится нижеприведенное комплексное лечение энуреза.

Лечение энуреза у детей и взрослых включает в себя следующие действия:

1. Проведение мотивационной психотерапии и лечение гипнозом
В первую очередь проводится психодиагностическое обследование причин, что в главной степени и формирует направление лечения. В практической работе замечательно зарекомендовало себя лечение энуреза гипнозом. Совершенно легкие и незаметные для пациента гипнотические техники позволяют произвести глубинные изменения в центральной нервной системе, и за непродолжительное количество сеансов полностью излечить энурез.

Также в нашем центре (при необходимости) есть помощь квалифицированного уролога и невропатолога в тех случаях, когда мы имеем дело с органическими поражениями головного мозга или патологией мочеполовой системы, но, как правило, причиной этого нарушения является сбой в работе нервной системы.

Эффективность лечения данного заболевания определяется не только усилиями специалистов, но и чутким, корректным отношением родителей и близких людей к больному. Психотерапевтический процесс включает также в себе обучение близких родственников правильным приемам поведения с пациентом, что значительно ускоряет процесс выздоровления.

Так, наши психологи обучат Вас простым и эффективным методам поведенческой терапии. Например, мы рекомендуем родителям за каждую «сухую» ночь хвалить ребенка, за определенное количество таких ночей мотивировать его, например, новой игрушкой.

Как свидетельствуют отзывы большинства родителей, мотивационная терапия нередко действует очень эффективно и значительно ускоряет процесс выздоровления. Еще раз скажем, что комплексный подход с применением всех необходимых методов дает нужный результат.

Что касается подростков и взрослых, то неплохо помогает метод самовнушения (гипнотической аутогенной тренировки), которой мы обучаем на наших психокоррекционных сеансах. Суть метода состоит в многократном повторении примерно следующей фразы: «Я всегда просыпаюсь в сухой постели. Если я хочу помочиться, то быстро встаю». Данную лечебную установку (внушение) пациент получает на сеансах лечения энуреза гипнозом от психотерапевта. Она становится внутренним лечебным "маячком".

2. Тренировка мочевого пузыря.
Ее можно проводить в игровой форме. Предложите малышу на какое-то время задержать поход в туалет. Такой метод лечения энуреза можно применять только тогда, когда вы полностью уверены в том, что почки ребенка здоровы. Специальные методики тренировки мочевого пузыря разработаны и для взрослых.

3. Правильное употребление жидкости.
Суточный объем жидкости необходимо разделить таким образом: до 12 часов дня – 40% суточной нормы, до 18 часов – еще 40%, после 18 часов - 20%, за два часа до сна больным энурезом пить не рекомендуется. Взрослым необходимо исключить из своего рациона кофеин и другие продукты и жидкости, обладающие мочегонным действием.

4. Использование «мочевого» будильника.
Такой метод редко применяется в нашей стране, зато является основным методом лечения энуреза у детей и взрослых практически во всех развитых странах.
Когда первая капля мочи попадает на восприимчивый к влаге датчик (который помещается под нижнее белье человека или в специально сделанный карман в нем) - будильник вибрирует, человек просыпается и уже может продолжить акт мочеиспускания в туалете.
Такой метод лечения энуреза применяется у взрослых и детей после 7 лет и гарантирует излечивание у 99% больных.

5. Осуществление ночных пробуждений в строго определенное время.
Этот метод хорошая альтернатива «мочевому» будильнику, он уже не раз подтвердил свою эффективность.

Обращайтесь, мы обязательно Вам поможем!